Найдена самая близкая к Земле черная дыра: она опасна?

Ученые обнаружили черную дыру. Сейчас она считается самой близкой к Земле. Насколько близкой? Настолько, что вы ни за что не сможете ее увидеть. Это может показаться очевидным, но основная причина невозможности ее разглядеть кроется вовсе не в том, что она является бесцветной.

черная дыра

Объект, о котором мы сейчас говорим, является частью системы двойных звезд. Он известен как HR 6819, и находится данный объект чуть более чем в 1000 световых лет отсюда. Это в три раза ближе, чем следующая самая близкая к нам черная дыра, а звезды в системе HR 6819 расположены близко и достаточно ярки, что позволяет нам видеть их невооруженным глазом.

Подвох в том, что для этого вы должны находиться в южном полушарии. HR 6819 является частью телескопической системы, и ученым пришлось использовали телескоп Европейской южной обсерватории (ЕЮО) в Чили, чтобы сделать это открытие.

А что вообще открывали ученые?

Они даже специально не искали черную дыру, когда увидели ее в первый раз. Они изучали двухзвездные системы и заметили, что одна из них вращается на орбите невидимого объекта каждые 40 дней, в то время как другая вращается на большом расстоянии.

Они оценили массу невидимого объекта, наблюдая за его видимым спутником. В четыре раза больше массы солнца! Сомнений не осталось совершенно – это могла быть только черная дыра.

Эта дыра на самом деле расположена весьма близко к Земле, хотя и не достаточно близко, чтобы представлять какую-либо угрозу. Но тут стоит сделать одно уточнение – никогда не следует сбрасывать со счетов вероятность появления других черных дыр, которые окажутся куда ближе к Земле.

Ученые предполагают, что существует около 100 миллионов таких маленьких черных дыр, но на данный момент обнаружены лишь около 100 из них. «Должно существовать много других черных дыр… которые мы еще не обнаружили» – сказала доктор Марианна Хейда.

черная дыра HR 6819

«Основываясь на количестве звезд в Млечном Пути, мы предполагаем, что существует около 100 миллионов этих маленьких черных дыр, так что найденные нами дыры – это только капля в море» – добавила она.

Если черные дыры равномерно распределены по всей галактике, то, по мнению Хейды, ближайшая из них должна находиться всего в 30-40 световых годах отсюда. Для сравнения, ближайшая к Солнцу звезда – это Proxima Centauri, расположенная на расстоянии около 4,2 световых лет, в то время как звезды в Большой Медведице в среднем находятся на расстоянии около 90 световых лет.

Черные дыры разрывают все СМИ

Черные дыры оказались на первых страницах газет и в начале новостных лент в апреле 2019 года, когда ученые выпустили первое изображение супермассивной черной дыры в центре галактики, Messier 87, которая находится на расстоянии 53 миллионов световых лет от нас. “Абсолютный монстр!” – более чем красноречивое описание от BBC.

Черные дыры

В отличие от той черной дыры, HR 6819 не настолько освещена в прессе и на просторах интернета. И это делает данную дыру еще загадочнее. «Эта черная дыра достаточно близко, настолько, что если бы у нее был аккреционный диск, то ее можно было бы увидеть невооруженным глазом», — сказала Хейда.

Но даже без этого она является основным кандидатом для дальнейших исследований.

«Поскольку она так близко, в будущем мы сможем провести более детальные наблюдения, которые позволят нам измерить массу этой чёрной дыры с большей точностью, чем это возможно для чёрных дыр, которые находятся гораздо дальше».