Футуристы прошлого о нашем будущем или как они его представляли  (проверим, что сбылось)

Футуристы прошлого о нашем будущем или как они его представляли (проверим, что сбылось)

Еще в 17 веке ученые, мыслители, писатели предполагали, что в будущем люди станут киборгами и придумают роботов.

Мы наслышаны об удивительных предсказаниях Жюля Верна и Рея Бредбери. Joy-pup.com предлагает отправиться в небольшое путешествие и узнать каким предсказывали будущее футуристы прошлых веков.

Роберт Бойль (1627-1691): продление жизни, нанотехнологии, синтетическая жизнь и наркотики

Бойль

Автор «закона Бойля» о поведении газов был одним из самых творческих и проницательных умов своего века. После его смерти Королевское общество обнаружило рукописный список, в котором он предсказал такие вещи, как «продление жизни», «искусство полета» и «вечный свет».

полеты
поезда на воде

Ученый размышлял о возможности «снятия воображения» снотворными, искусственными стимуляторами, антидепрессантами и наркотиками. Бойль писал, что люди ускорят «производство вещей из семян» и смогут трансмутировать минералы, животных и овощи – сегодня мы называем это нанотехнологиями, синтетической биологией и генной инженерией. Он сумел предугадать лечение болезней с помощью трансплантации. В эпоху магии и суеверия совсем неплохо.

Дени Дидро (1713-1784): совершенствование человека, искусственный интеллект, оживление мертвых

Дени Дидро

Наиболее известен как главный редактор и творец «Энциклопедии» – первой в мире всеобъемлющей и общедоступной книги. В своих работах он утверждал, что организмы были продуктами самовоздействия, которые со временем менялись, то есть положил начало теории естественного отбора. Человечество в конечном итоге сможет преобразовать себя в большое разнообразие типов, чье будущее и окончательную органическую структуру невозможно предсказать.

первые рооты

Он чувствовал, что наука найдет способ вернуть мертвых к жизни и переделывать животных и машины в разумных существ – роботов. Что интересно, он отверг идею прогресса, заявив, что такой путь обречен на провал, но люди превратятся в киборгов. Вау.

Маркиз де Кондорсе (1744-1794): постоянный прогресс, радикальное продление жизни и улучшение мозга

кондорсе

В отличие от Дидро, он был ярым сторонником идеи прогресса разума, науки и техники. Влиятельный мыслитель эпохи Просвещения Кондорсе также был блестящим математиком и политологом. Его наиболее влиятельной работой был «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», в которой футурист утверждал, что разум и наука должны применяться для развития интеллектуальных и моральных способностей человечества.

Жюль Верн (1828-1905): создание подводных лодок, батискафа, амфибии, ракеты, полеты на Луну

жюль верн

Знаменитый писатель в своих книгах сделал немало предсказаний, которые сегодня сбылись. Читатели с нетерпением ждали выхода нового романа, чтобы узнать, что нового автор думает о будущем. В книге «20 тысяч лье под водой» он рассказывает о путешествии на подводной лодке и батискафе, о специальной оптике и оборудовании для прогулок под водой с возможностью дышать. Справедливости ради стоит вспомнить, что впервые под воду в специальном колоколе опускался еще Александр Македонский в романе 14 века «Roman d’Alexandre».

александр македонский

В общем, писатель сделал 108 неимоверных предсказаний, из которых не сбылись лишь 10. В своем романе 1865 года «С Земли на Луну» Жюль Верн разместил космодром во Флориде.

ракета

Джон Элфрит Уоткинс (1852-1903): мобильная связь, телевиденье, скоростные поезда, фаст-фуд

джон элфрит уоткинс

В 1900 году куратор Смитсоновского института написал статью под названием «Что может произойти в следующие сто лет», в которой содержались предсказания, которые многие читатели осмеивали. Например, он говорил, что улицы будут перенесены под землю, а фермеры станут выращивать гигантскую клубнику.

метро

Но более впечатляют предсказания Уоткинса, которые сбылись – беспроводные телефонные сети, с помощью которых человек в Нью-Йорке сможет разговаривать с другим человеком в Китае; телевизионные изображения в прямом эфире, передаваемые по всему миру; машины МРТ; воздушная война и скоростные поезда, курсирующие между городами со скоростью 240 км/час. Уоткинс даже предсказал, что фургоны с едой станут модными в городах Америки, то есть фаст-фуд.

Константин Циолковский (1857-1935): космический лифт, полет в космос, самостоятельные космические места обитания и межзвездная колонизация

циолковский

Был оригинальной фигурой в российском космическом движении и предшественником трансгуманизма – идеи о том, что человечество должно улучшить свой вид.

В 1895 году, вдохновленный постройкой Эйфелевой башни в Париже, он был первым, кто предложил идею космического лифта – автономной башни от поверхности Земли до высоты геостационарной орбиты.

Марс

Хотя еще Исаак Ньютон говорил о полетах в космос, именно Циолковский разработал знаменитое ракетное уравнение. Оно описывает ракетные двигатели для путешествия с планеты на планету. Кроме того, он думал о космической колонизации, виртуальном бессмертии и беззаботном существовании. Ученый предсказывал в книге 1928 года «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», что человечество колонизирует всю галактику Млечный путь!

Сванте Аррениус (1859-1927): глобальное потепление

Сванте Аррениус

Еще в 1896 году ученый рассчитал, что удвоение концентрации углекислого газа в атмосфере повысит температуру Земли на 8-9 градусов Цельсия. Его друг Арвид Хегбом понял, что человеческая деятельность выделяет углекислый газ примерно с той же скоростью, что и природные процессы. Из-за скорости, с которой промышленно развитые страны сжигали уголь в 1896 году, Аррениус полагал, что потепление не достигнет проблемного уровня еще тысячи лет. Но вскоре показатель возрос настолько, что футурист изменил мнение и говорил уже о нескольких сотнях лет.

Александр Грэм Белл (1847-1922): беспроводная связь, Интернет

Александр Грэм Белл

В 1876 году Белл запатентовал телефон для передачи человеческой речи. В 1915 году система телефонии позволила мужчине из Вирджинии разговаривать с мужчиной из Парижа, в то время как человек в Гонолулу слушал звук на расстоянии около 7886 километров, установив рекорд самой длинной дистанционной связи. Белл восхищался своим изобретением: «Это достижение наверняка предвещает время, когда мы сможем разговаривать с человеком в любой части мира по телефону и без проводов».

Забегая вперед, Белл предсказал, что в будущем эта технология позволит людям делать практически все удаленно: «Мы, вероятно, сможем выполнять на расстоянии практически любую механическую операцию, которую делаем вручную на месте». Он не ошибся.

Джон Бёрдон Сандерсон Холдейн (1892-1944): искусственная матка, клонирование человека и генная инженерия

Джон Бёрдон Сандерсон Холдейн

Эволюционный биолог делал шокирующие предсказания.
В своей короткой работе «Дедал или наука и будущее» Холдейн предположил, что человечество скоро будет использовать генетику для самосовершенствования и заниматься клонированием. Он предсказал «эктогенез» — выращивания эмбрионов вне тела, в искусственных матках; манипулирование генами – сегодня мы бы назвали это генной терапией и вмешательством РНК.

Холдейн утверждал: «Мы уже можем в огромной степени изменить виды животных, и, кажется, это лишь вопрос времени, когда мы сможем применить те же принципы к себе».

Тем не менее, проницательный ученый сомневался, что ядерная энергетика будет жизнеспособной.

Джон Десмонд Бернал (1901-1971): поколение кораблей, киборгов и загрузка ума

джон десмонд бернал

В 1929 году ирландский физик опубликовал книгу «Мир, плоть и дьявол», в которой предположил, что люди в конечном итоге создадут космическую среду обитания для постоянной жизни. Теперь ее называют «сферой Бернала».

Он также предсказал, что люди будут заниматься кибернетической имплантацией, потому что думал, что «нормальный человек — это эволюционный тупик; механический человек – прорыв в органической эволюции».

Он видел киборгов более радикально – после смерти люди смогут перенести мозг в цилиндр. Этот «мозговой цилиндр» беспроводным образом подключат к мощным внешним устройствам, то есть к роботу. Сам мозг будет подвергаться постоянному совершенствованию и переработке, включая «умственное улучшение». И это в далеком 1929 году!

Алексей Толстой (1882 — 1945): лазер

алексей толстой

Писатель-фантаст в книге «Гиперболоид инженера Гарина» 1927 года представил принцип действия лазера. Эффект увеличительного стекла, эффект концентрации энергии на очень малой площади с последующим повреждением объекта, на который сфокусирована энергия был известен давно. Нужно было просто увеличить стекло и представить действие энергии не на пару метров, а на километры.

гипрболоид инжнера гарина

В декабре 1964 года советские ученые Николай Басов и Александр Прохоров получили Нобелевскую премию в области физики за изобретение лазера и именно Толстого назвали своим соавтором. Их впечатлило то, как писатель мог знать особенности аппарата, когда даже профессиональные физики не могли представить такое изобретение.

Морган Робертсон (1861 — 1915): гибель «Титаника»

морган робертсон

Его книга «Тщетность или гибель Титана» была написана за 14 лет до крушения корабля и описывает историю о том, как холодной весенней ночью огромный лайнер столкнулся с айсбергом и утонул.

Когда в 1912 году писатель и журналист своими глазами увидел корабль-гигант в порту, его объял ужас. Это было точь в точь как в его книге. Робертс наотрез отказался плыть и не зря. В итоге, случилось очень много совпадений с книгой, ведь автор почти угадал: размеры корабля, его длину и скорость, четыре трубы, три гребных винта, количество пассажиров, количество выживших, нехватку шлюпок и драку за них, даже имена героев книги часто совпадали с именами пассажиров. Ну как такое может быть?

Какие предсказания больше всего поразили вас?

Читайте также об исторических личностях, существование которых не доказано.