Курортная Антарктида из прошлого: тропические леса и озера

Ученые утверждают, что в Антарктиде дымились вулканы и росли дождевые леса во время Мелового периода, который начался 145 млн лет назад и продолжался около 80 млн лет. Авторитетный научный журнал «Nature» приводит интересные факты.

Исследователям из недавней полярной экспедиции удалось сделать глубокую скважину на западном склоне ледника Пайн-Айленд и взять пробы грунта мелового периода. Породы были отобраны на глубине более 30 м ниже уровня моря и дали много ценной информации для ученых.

Антарктида

По образцам пород, которые по-научному называются керн, можно судить, в том числе, о древнем климате, о составе почв и о том, какие растения произрастали в Антарктиде. Экологи, геологи и другие специалисты создали компьютерную модель окружающей среды того времени. Они сделали вывод, что около 90 миллионов лет назад на самом южном континенте нашей планеты буяли дождевые леса.

тропики

Середина и конец Мела были необычайно теплыми, фактически, самыми жаркими на нашей планете за последние 140 млн лет. Почему так случилось? Дело в том, что тогда в воздухе было ну просто очень много двуокиси углекислого газа, более 1000 ppm! Для сравнения: сейчас в атмосфере Земли где-то 400 ppm.

До недавнего времени ученые точно не могли сказать, какая флора была характерна для материка, который сейчас скован льдами. Ведь поднять на поверхность отложения того периода в суровых полярных условиях технически сложно и дорого, поэтому нужных для анализа данных было недостаточно. Но в 2017 году получилось установить буровую установку на дистанционном управлении в заливе Амундсена и достать ценный керн.

карта

Ученые из Германии и Великобритании исследовали минеральный состав почвы, а по пыльце и окаменелым корням смогли сказать, какие растения были типичными для того периода. Глава проекта, геолог из Центра полярных и морских исследований Иоганн Клагес, рассказал: «В западной Антарктиде произрастал тропический лес, где преобладали хвойные деревья, а также много доисторических папоротников». Тогда на самом холодном материке планеты были реки и озера, а в низинах образовывались торфяные болота.

Курортная Антарктида из прошлого: тропические леса и озера 1

Жарко не было, но все же климат был довольно теплым: уже за тысячу километров от полюса раскинулись тропические леса. Средняя температура за год – чуть ниже 15 градусов, а летом средняя отметка термометра – почти 19 градусов. Дождей тоже хватало: более 1000 мм в год. Многим может показаться странным такой мягкий климат на этом ледяном континенте, ведь здесь треть года властвует полярная ночь.

Ученые объясняют, что так случилось по двум причинам: во-первых, в воздухе было много углекислого газа, и, во-вторых, леса были достаточно густыми. В отличие от снега и льда, деревья и трава только частично отражают солнечный свет, а больше поглощают его. Поэтому в конце мелового периода у Антарктической ледяной шапки не существовало. Ранее ученые выяснили, что раньше эти территории были заселены не только пингвинами, здесь водились динозавры, а на мелководье плавали креветки и морские рептилии.

пингвины

Специалисты заявляют, что мы недооцениваем влияние льда и ледников на современный климат. Чем больше ледяной щит Антарктиды, тем больше солнечных лучей он отражает и тем сильнее охлаждает воздушные массы, что тянет за собой прирост льда. Сейчас же антарктический лед тает, значит, его альбедо (отражательная способность) падает, атмосфера прогревается и таяние ледников ускоряется. Исследования древнего климата свидетельствуют, что сегодня уровень углекислого газа в воздухе самый высокий за последние 3 миллиона лет. Будут ли опять в Антарктиде зеленеть леса и резвиться всякая живность? Время покажет!