Перерабатываем пластик: помогут старые листья

Пустые пластиковые бутылки из-под молока или сока зачастую оказываются на городской свалке, хотя вполне пригодны для повторной переработки. Но это в теории, а на практике дело это хлопотное и затратное, а полученное сырье не подходит для повторного изготовления пищевой тары. Революцию в этом вопросе обещает французская корпорация «Carbios». Благодаря бактериальному ферменту из прелых листьев пластик распадается за считанные часы.

ПЭТ-бутылка была запатентована в США в 1973 году и вскоре прочно вошла в нашу жизнь. Но вряд ли изобретатели осознавали, что обычный пластиковый стаканчик, например, из-под кваса или пива, будет разлагаться в природе около 50 лет, а аналогичная бутылка сможет валяться на свалке все 450! Пластик наступает: только представьте себе, каждую минуту в мире продается 1 миллион таких бутылок! Только компания «Coca-Cola» продала их за год 110 млрд. штук! В прошлом году было произведено больше 6 млрд. тонн пластиковых отходов. Из них около 80% попало на свалку или в окружающую среду, и примерно по 10% было сожжено и переработано.

Carbios

Разработок в этой сфере – пруд пруди, но далеко не все из них оказываются коммерчески привлекательными. Французская химическая корпорация «Carbios» считает, что у нее есть оптимальное решение. Еще в 2012 году ученые обнаружили специальный фермент в прошлогодней листве, однако тогда эта находка не нашла применения на практике. «Все забыли об этом открытии, но оно оказалось лучшим в своей сфере», – поделился своими размышлениями с журналистами профессор Ален Марти. Ученый работает в Университете Тулузы и в корпорации «Carbios», где возглавляет отдел научных разработок.

Carbios

«Carbios» позиционирует себя как «зеленая» химическая компания. Итоги их научной работы поданы в статье авторитетного журнала «Nature». Такие многомиллионные компании как «L’Oreal» и «Pepsi» уже выразили желание включиться в процесс разработки новинки.

мусор

Принцип действия

Это открытие обещает стать прорывом на пути к более полной и всеохватывающей переработке пластика, особенно это касается ПЭТ-бутылок, которые делают из полиэтилена разной толщины. Из ПЭТ-сырья изготовляют тару и всевозможные контейнеры, как для пищевых, так и для непищевых продуктов.

Обычно переработанный пластик для производства новых бутылок уже непригоден и его используют для создания футболок, платьев и другого трикотажа, а еще он идет на ковровые покрытия. Но благодаря новому ферменту из пластика можно будет сделать новую тару, продлив жизненный цикл полимеров.

завод

Тесты в лабораторных условиях показали, что полученный из старых листьев бактериальный фермент может расщепить почти 90% полиэтилена за десять часов. Этот метод на данный момент признан самым эффективным. Специалисты подчеркивают, что он к тому же рекордно быстрый.

процесс

Революция не за горами

Ученые подчитали, что создать действующее вещество для разложения пластика по новой технологии будет в разы дешевле по сравнению с аналогичными разработками. А сделать ПЭТ из нефти стоит в 25 раз больше. «Это прорыв в переработке пластика!», – исполнен энтузиазма научный сотрудник «Carbios», профессор Университета Толедо (США) Салех Джабарин.

Carbios

Сейчас технология только «обкатывается», то есть тестируется в лаборатории, но если все пойдет по плану, уже через год исследователи будут готовы озвучить конкретные цифры: сколько тонн пластика фирма готова перерабатывать в год и как дорого это обойдется. Замдиректора «Carbios» Мартин Стефан поделился планами: «Уже через четыре-пять лет мы собираемся запустить переработку ПЭТ в промышленных масштабах!».