Научная сенсация: ученные открыли планету, на которой по вечерам идут дожди из железа

Как вы думаете, может ли на поверхность планеты выпадать «металлические» осадки? Вы удивитесь, но ответ «Да!», правда речь идет не о Земле. Астрономы, наблюдая в находящийся в Чили телескоп VLT ESO экзопланету WASP-76b, обнаружили, что на ней идут железные дожди. Вот, что нам об этом известно.

Используя приемник ESPRESSO, планетологи получили спектр планеты. Изучив его, заметили следы паров железа на границе между ночной и дневной частями WASP-76b. Примечательно, что такие следы есть только в «вечерней» части планеты. Исследованием руководил профессор Женевского университета Давид Эренрайх. Статья с результатами трудов ученых была опубликована в журнале Nature.

планета

Что это за планета?

Экзопланета, о которой идет речь, находится в созвездии Рыб, на расстоянии примерно 640 световых лет от Земли. Она вращается вокруг звезды WASP-76 (относительно крупный желто-белый карлик, больше Солнца приблизительно в полтора раза). Планета была открыта несколько лет назад, ничем особо не выделялась и получила название WASP-76b (оно означает, что в этой звездной системе это второе открытое небесное тело).

WASP-76b — газовый гигант, удаленный от звезды на очень маленькое расстояние (куда меньшее, чем дистанция между Солнцем и Меркурием). Подобные планеты астрономы называют «горячими юпитерами». Так как планеты находятся крайне близко к звездам, на них очень высокая температура (+700 — +1000 °С), а год обычно длится несколько земных суток. Из-за специфичных условий на «горячих юпитерах» бывают очень необычные явления, такие как облака из стекла или дожди из рубинов.

телескоп

WASP-76b чуть легче и меньше Юпитера, полный оборот вокруг светила совершает менее чем за два земных дня, расстояние между планетой и ее звездой в 33 раза меньше, чем между Землей и Солнцем.

В чем причина железных дождей?

Эта экзопланета всегда повернута к звезде только одной стороной. Одно полушарие получает свет и тепло в огромных количествах, а другое погружено в вечную темноту. Дневная сторона нагревается до +2400 °С. При такой температуре молекулы железа распадаются на атомы, металл испаряется и попадает в атмосферу. На темной стороне температура достигает +1500 °С, чего достаточно для конденсации железа.

созвездие

Такая колоссальная разница в температурах приводит к сильнейшим ветрам у терминатора, то есть на границе между светлой и темной сторонами. Ветра дуют с востока на запад и переносят частицы железа на темную сторону, где они выпадают в форме дождя.

Наблюдение за железными дождями на WASP-76b поможет ученым изучить температуры атмосфер планет такого типа, климат и движение ветров на них.